Что такое «Метод 3-4-5»

Идея «метода 3-4-5», обеспечивающая прочное запоминание любого учебного материала:

1. Каждое неизвестное понятие раскрывается за счёт 3–5 известных примеров (в среднем 4); если приводить менее 3 примеров, изложение становится настолько сухим, что ничего не запоминается; если приводить большее число примеров, чем 5, происходит отвлечение. (Идеальное среднестатистическое количество – 4). Например, объясняя, что такое социальная реформа, я привожу от 3 до 5 примеров таких реформ, причём сами эти примеры школьникам знакомы из курса истории (например, упразднение боярства, холопства и стрелецкого войска Петром I).

2. Каждое занятие включается в себя 4-5 «ветвей» (подтем). Например, материал темы «Прогресс и регресс», предназначенный для одного урока, подаётся в виде четырёх подтем: 1) «Законы общественного развития»; 2) «Виды прогресса по объекту изменений (экономический, технический и культурный)»; 3) «Виды прогресса по характеру протекания (реформа и революция)»; 4) «Модернизация».

3. Каждая из подтем раскрывается с помощью 3–5 примеров и не может иметь более 5 вытекающих одно из другого рассуждений. Делается это для того, чтобы, в процессе изучения какого-то вопроса, не отвлечься на частности и не уйти далеко от «центральной темы» урока. Например, рассказывая о том, что реформы могут быть и регрессивными (т.е. представляющими собой отступление от достигнутого), я привожу в пример контрреформы Александра III. Естественно, о каждой из этих контрреформ можно рассказать очень много, но я ограничиваюсь 3–5 подробностями о каждой.

Если тема слишком объёмная, мы проходим её часть – ту, что допустимо усвоить за 1 раз, и переходим на другую, резко контрастную тему, чтобы подряд не шло слишком много похожих понятий. Например, нет смысла подряд изучать, что такое инфляция, стагфляция, ползучая инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция, а заодно и методы борьбы с инфляцией (все на букву «Д»!): дефляцию, деноминацию и девальвацию. Чтобы такая похожая информация «не смешивалась в голове», мы временно переходим на другую тему, а на следующем занятии продолжаем то, на чём остановились.

Таким образом, информация в данном курсе отмерена, как в аптеке. Курс базируется на научной разработке, проверенной автором экспериментально в процессе индивидуальной и групповой работы со школьниками и студентами. Называется она «Объектно-иерархический метод дозирования словесной информации» или «Метод 3-4-5». Результаты многолетнего исследования изложены в №№ 4–5 журнала «Психолог» за 2016 г. и в № 3 за 2018 г. (научный журнал из перечня ВАК).